Результатом саммита ЕС, прошедшего в четверг и посвященного эпидемии коронавируса, стало столкновение стран-сторонников разработки нового «плана Маршалла» по восстановлению экономики и странами, выступающими против масштабного вмешательства. Во главе первых стоит председатель правительства Испании Педро Санчес. Основные противники его идей — Германия и Нидерланды. Целью саммита было принять «скоординированную стратегию» восстановления общественной жизни, экономики и промышленности на континенте после окончания пандемии. Однако ожесточенное сопротивление северных государств распределить расходы, связанные с худшим кризисом в области здравоохранения, который Европа переживала за последнее время, не позволило принять конкретные решения.
Саммит чуть не закончился полным провалом, когда Санчес и премьер-министр Италии Джузеппе Конте отказались поддержать проект совместного заявления, полный неопределенных фраз и выражений и не предлагающий конкретных мер. Давление Испании, которой необходима большая ясность относительно сроков, и Италии привело к тому, что лидеры ЕС поручили Еврогруппе разработать предложения, которые помогут странам справиться с этим «беспрецедентным кризисом». Согласно дипломатическим источникам, казалось, что текст заявления с расплывчатыми и неточными формулировками был принят, когда председатель Европейского совета Шарль Мишель (Charles Michel) спросил всех участников видеоконференции, согласны ли они с ней. «Нет», — ответил Санчес. И предупредил, что не подпишет «никакое соглашение, которое не будет устанавливать четких сроков, чтобы министры экономики могли продолжать работу над планом антикризисных мероприятий».
Опасаясь, что Италия может заблокировать решение саммита, Мишель был вынужден пересмотреть текст заявления. После продолжительного спора (видеоконференция продолжалась шесть часов) было решено установить срок, в который министры предложат новый план. «Три недели», — предложил Брюссель. «Ни за что. Десять дней», — потребовал Рим. В результате у министров будет 15 дней, чтобы разработать план восстановления европейской экономики, обреченной в этом году на рецессию из-за пандемии коронавируса.
Иногда обстановка на саммите, проведенном в формате видеоконференции, становилась напряженной. Опять ничья, опять север выступает за то, чтобы каждая страна сама выходила из кризиса, а юг призывает скоординировать действия. Ничего не меняется: сторонники режима жесткой экономии по-прежнему препятствуют любым мерам, направленным на распределение расходов на борьбу с кризисом, а сторонникам распределения расходов не удалось добиться своей цели даже перед лицом столь масштабной проблемы.
Согласно дипломатическим источникам, Нидерланды и Австрия заняли жесткую позицию, а канцлер Германии Ангела Меркель дала четко понять, что не станет поддерживать идею общеевропейских облигаций, предложенную девятью странами во главе с Испанией, Францией и Италией. Президент Франции Эммануэль Макрон выступил за использование этого инструмента, аргументируя свое решение тем, что это беспрецедентный кризис, одинаково затронувший все страны.
Также Италии удалось исключить из текста заявления единственную конкретную меру краткосрочного характера. Она попросила министров экономики европейских государств не использовать в плане Европейский стабилизационный механизм, располагающий 410 миллиардами евро, к которому страны, находящиеся в трудном положении, могли бы обратиться за кредитом.
Отсылка к фонду финансовой стабильности, который напоминает о том, как некоторым странам удалось избежать дефолта во время финансового кризиса, возмутила премьер-министра Италии Джузеппе Конте, который отказался использовать механизм, предназначенный для долгового кризиса. Согласно некоторым источникам, Меркель призвала не отказываться сразу от такого решения, учитывая, что оно открывает более широкие перспективы, чем общеевропейские облигации.
На амбициозную группу стран, во главе которых стоят Италия, Испания и Франция, приходится почти половина населения ЕС. Однако с точки зрения экономики они приносят только убытки. На эти девять стран приходится 72% государственного долга еврозоны. Только у Италии сумма долгов (2,38 миллиарда в 2019 году) почти равна всем долгам Германии и Нидерландов, вместе взятых (2,47 миллиарда).
Обвинения Нидерландов
Правительства Германии и Нидерландов под руководством Ангелы Меркель и Марка Рютте выступили против использования общих ресурсов для выхода из этого кризиса. Обе страны, при поддержке Австрии и Финляндии среди прочих, считают, что на первом этапе необходимо использовать национальные ресурсы. Также можно воспользоваться временной приостановкой действия Пакта стабильности и роста, согласно которому годовой дефицит бюджета должен быть не выше 3%, а также смягчением норм оказания государственной поддержки, которые ограничивали размеры субсидий компаниям, переживающим трудности.
Однако эти две меры не всем принесут пользу, потому что воспользоваться ими могут только страны с широкими возможностями для финансовых маневров, например, Германия или Нидерланды. Страны, которые несут убытки (Испания), чей долг составляет почти 100% ВВП (Испания и Франция) или уже превысил 100% (Италия), не обладают необходимыми бюджетными средствами, чтобы начать осуществлять полномасштабный план финансового стимулирования.
Министр финансов Нидерландов Вопке Хукстра (Wopke Hoekstra) на встрече со своими коллегами в формате видеоконференции предложил Еврокомиссии проанализировать, почему у некоторых стран недостаточно бюджетных средств, несмотря на то, что в еврозоне уже семь лет наблюдается экономический рост. Это самый длительный период процветания с момента появления единой валюты в 1999 году.
Согласно дипломатическому источнику одной из южных стран, «проблема в том, что кризис, связанный с коронавирусом, пока не затронул все страны в равной степени». Южные страны убеждены, что в итоге все страны ЕС ощутят на себе негативные последствия. Тогда и наступит момент принять общеевропейский план восстановления экономики, который Педро Санчес назвал новым «планом Маршалла».
Без поставок. В Шенгенской зоне вновь появились границы
Саммит по коронавирусу совпал с 25-й годовщиной вступления в силу Шенгенского соглашения, которое 26 марта 1995 года упразднило пограничный контроль между странами, подписавшими его. Через четверть века больше дюжины участников Шенгенской зоны, среди которых и Испания, восстановили внутренний пограничный контроль, и все члены ЕС за исключением Ирландии ввели ограничения на пересечение внешних границ. Такие данные привела Еврокомиссия в специальном документе. Также там было указано, что ограничения коснулись и основных европейских транспортных маршрутов, на которые приходится до 75% грузовых перевозок. Поставки осуществляются с опозданием более чем в 24 часа, речь идет также и о перевозках медицинского оборудования и медикаментов.